«Сотрудники с аутизмом научили нас по-другому строить обратную связь»: опыт работодателей

Почему работодатели заинтересованы в трудоустройстве людей с аутизмом? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы взять в штат сотрудников с особенностями развития? Эти и многие другие вопросы фонд «Обнажённые сердца» задал своим партнёрам по проекту «Сопровождаемое трудоустройство для людей с РАС* и/или интеллектуальными нарушениями» — «МВС Груп» и Почте России.

⏱ 4 минуты полезного чтения

Аутизм и ИТ

Мила Экхард, руководитель проекта трудоустройства людей с аутизмом «МВС Груп»:

Мы разрабатываем ИТ-решения для обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливаем комплексы фото- и видеофиксации на дорогах Подмосковья и обрабатываем полученные с них данные. Большинство сотрудников — технические разработчики, которые работают как в офисе, так и удалённо. Компания обратила внимание на тех, кому не так легко устроиться на работу, но при этом они могут отлично выполнять свои обязанности, — на молодёжь с аутизмом.

За два года проекта мы наняли 14 человек с аутизмом. Первая позиция, на которую мы приглашаем соискателей, — это специалист предобработки данных, вторая позиция — специалист по обучению нейросети. Одни сотрудники работают в офисе и выезжают на рабочее место посменно, другие трудятся дистанционно.

Первая сложность состояла в том, чтобы найти ребят, которые могут и хотят у нас работать, так как базы кандидатов нет в открытом доступе. Поэтому мы прибегли к помощи коллег — нашими операционными партнёрами стали компании DistingTec и «Работа-i». Но самый важный контакт — это родители.

Другая проблема, с которой мы столкнулись, — отсутствие методик отбора и подготовки кандидатов. После того как новые сотрудники приступили к своим обязанностям и проработали у нас несколько месяцев, выяснилось, что некоторым из них эта работа и формат занятости не подходит. Они не справлялись с обязанностями, им было трудно самостоятельно добираться до офиса. Таких людей мы перевели на онлайн-позиции, и теперь они работают дистанционно.
Также мы удлинили период отбора и подготовки кандидатов — мы выдаём учебные материалы, выясняем, каких навыков и знаний не хватает (например, чтобы работать в наших программах, нужно хорошо разбираться в марках автомобилей). Если у кандидата есть устойчивый интерес к вакансии и сильная мотивация, то через месяц он приходит к нам полностью подготовленным, и мы с удовольствием берём его на работу. Если же человек не очень заинтересован в конкретной работе, мы предлагаем ему рассмотреть другие позиции.

Изначально к этому проекту было осторожное отношение — прежде всего из-за того, что среди коллег были популярны мифы вокруг аутизма и интеллектуальных нарушений. Поэтому первое, что мы сделали, — провели встречу с экспертами, а также сессию вопросов и ответов, на которой честно и открыто обсуждали волнующие нас темы. Как общаться с новыми сотрудниками? Что нужно сделать для того, чтобы им и нам было комфортно рядом?

Прошло два года, и сотрудники с аутизмом стали полноценными членами команды, они участвуют в праздниках, взаимодействуют в коммуникации. Атмосфера в коллективе стала более тёплой, все поддерживают друг друга. Сейчас 80% сотрудников говорят, что этот проект изменил их представление о возможностях людей с особыми потребностями и что они гордятся компанией, в которой работают.

Благодаря новым сотрудникам нам удалось добиться большей прозрачности бизнес-процессов, устранить несовершенства в работе нейросетей, оптимизировать некоторые алгоритмы. Это привело к значительному повышению производительности компании.

Кстати, сотрудники с аутизмом научили нас по-другому строить обратную связь: очень чётко, с алгоритмом без слова «ошибка», по которому в действительности надо сделать работу. Он очень хорошо помогает в адаптации всех новых сотрудников как с особенностями, так и без.

Как в почтовом отделении появился сотрудник с аутизмом

Елена Жукова, начальник отделения почтовой связи № 603159 Нижегородского почтамта:

Мне позвонили из отдела кадров центрального офиса, сказали, что хотят устроить ко мне девочку с нарушениями развития, спросили меня, возьму ли я её на работу. Поскольку в моем окружении есть ребёнок с диагнозом аутизм, вопрос совершенно не стоял, брать или нет. Весь коллектив был за! Я сказала, что мы готовы её взять.

В первый день Соня пришла вместе с Анастасией, её сопровождающим от центра поддержки семьи «Обнажённые сердца». Мы поговорили с Анастасией, я ей задала вопросы по поводу Сони, интересовалась, как лучше общаться с ней. Анастасия мне всё рассказала и объяснила.
Соня работает уборщицей. Она моет полы, двери, косяки, протирает пыль, выбрасывает мусор. Первое время она боялась что-то сделать не так, стеснялась, но сейчас всё хорошо: она делает всё быстро и чётко, даже никаких претензий нет.

Она приходит к 7:30 и уходит как только сделает свою работу. В какой-то день она может сделать всё очень быстро, в какой-то день чуть медленнее, поэтому уходит всегда в разное время. У неё есть расписание, она по нему смотрит, что нужно сделать, а что уже сделано. В первую очередь она моет клиентский зал, чтобы до прихода клиентов всё уже было чисто. Только после этого она идёт в другие подсобные помещения, где нет народа. Её расписание висит на нашей кухне, а на каждой двери у неё также есть свои вспомогательные визуальные подсказки. Она смотрит на них и всё убирает.

Когда Соня приходит, сотрудники приветствуют её, когда она уходит — желают хорошего дня. Но общения с коллегами ей не хватает. Когда Соня заканчивает уборку, операторы уже работают с клиентами, а почтальоны разошлись по своим участкам.

В какой-то день мы пили с ней чай, я задавала Соне вопросы, спрашивала, чем она увлекается, где училась. Она рассказала, что занимается астрологией и обещала сотрудникам подготовить астрологический прогноз. Операторы могут спросить, как у неё дела, как прошёл день. Соня иногда переживает, что у неё мало контактов с коллективом, но я объясняла, что, когда к нам приходят клиенты, мы не можем уделять ей много внимания.

Вначале мы боялись как-то обидеть Соню, что-то не так сказать, чем-то задеть, потому что понимаем, что человек всё равно по-другому воспринимает окружающий мир. Если мы просим её что-то сделать, например, протереть стол, она всегда откликается доброжелательно и хорошо выполняет свою работу. Соня может обратиться к любому сотруднику, которого она видит, и попросить помощи. Первое время она спрашивала, где и что взять. Сейчас уже редко подходит и что-то спрашивает, она уже знает сама, где и что у неё лежит.

* РАС — расстройства аутистического спектра

К другим статьям